Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) (1820—1892). Поэт. 190 лет со дня рождения.
Его стихи «текут», обволакивают, поражают вначале не зримыми образами, не смыслом, а звуком, проникающим в душу. «Щёпот, робкое дыханье» (1850), «Какое счастие: и ночь, и мы одни!» (1854), «На стоге сена ночью южной» (1857). «Пейзаж души» дан у Фета в движении, насыщен живыми деталями предметного мира, наглядными образами, богат слуховыми и зрительными ощущениями. С несвойственной до него русской поэзии конкретностью он воссоздал в лирике мимолётные душевные настроения и состояния — эту текучую «материю» всякой человеческой жизни. Поэзия его музыкальна, мелодична. Звук - особо податливый материал для выражения сиюминутного настроения. Поэт предпочитает иметь дело именно со звуком, а не со смыслом. Родился в селе Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии. Родителями его были помещик Шеншин и служившая в его доме Каролина Фет. Чтобы сын не считался незаконнорожденным, помещик записал его на своё имя. Однако в 14 лет выяснилась юридическая незаконность этой записи, мальчик остался с фамилией матери, был лишён всех дворянских привилегий. Всё это чрезвычайно уязвляло будущего поэта, вызывало желание любым путём преодолеть некую «ущербность» происхождения. В 1844 он окончил словесное отделение философского факультета Московского университета. С целью получить дворянское звание поступил на военную службу (1845). Первый сборник стихов вышел ещё в студенческие годы. «Лирический пантеон» (1840) — так возвышенно назвал поэт свои первые творения. До службы он активно публиковал свои стихи в журналах «Москвитянин» и «Отечественные записки» (с 1842). С симпатией отзываются о молодом поэте видные литераторы того времени С. П. Шевырёв (1806-1864), М. П. Погодин (1800-1875), В. П. Боткин (1811-1869). Его стихи заметили Н. В. Гоголь (1809-1852) и В. Г Белинский (1811 -1848), он входит в круг авторов некрасовского «Современника». В кирасирском полку, где начинал службу унтер-офицером, дела тоже идут неплохо. Фет получает офицерское звание, благополучно дослужит до 1858. Но к началу 1860-х, когда в стране шло резкое размежевание общественных сил, связанное с революционной ситуацией, начинается полоса отчуждения. Перестав писать, поэт порывает с «Современником», замыкается в мирке хозяйственных забот. К этому времени он покупает имение в Орловской губернии (1860), укрупняет его. Потом переезжает в имение Воробьёвка Курской области, приобретает дом в Москве. Вкушая прелести помещичьего быта, он резко выступает в защиту прав помещиков, становится настоящим ретроградом. Достиг всего, о чём мечтал. Только на склоне лет он вновь обращается к творчеству. В 1883-1891 выпускает один за другим четыре сборника стихов под общим названием «Вечерние огни». В своей поэтической практике он избегает обращения к социальной действительности, выступает принципиальным сторонником доктрины «чистого искусства». Но вот парадокс: его поэзия - в более широком смысле - имеет твёрдую жизненную почву. Поэту, движимому стихийным стремлением воплотить в стихах само «вещество существованья», удалось мастерски передать материальную реальность мира, данную человеку в его непосредственном восприятии. Ощущая жизнь как всевластную захватывающую силу, поэт как бы растворяет своё «я» в стихии органической жизни. Необыкновенно острые лирические эмоции вызывает в Фете природа - «весны таинственная сила», «чудные картины» зимы, вечера, ночи. Особенно ярко вкус к живописным пластическим картинам проявился у него в антологических стихах «Вакханка», «Диана». Многие стихи положены на музыку. Известен переводами. Автор мемуаров «Мои воспоминания». Разнообразные проекты коттеджей на сайте mukhin.ru. Самые оригинальные проекты для строительства.