Георгий Александрович Цивилёв (1914–1956)
Георгий Александрович Цивилев — первостроитель г. Комсомольска-на-Амуре, первый профессиональный художник города юности, один из первых членов Союза художников СССР среди художников Хабаровского края (1942). Он прожил довольно короткую жизнь, но оставил большой след в истории г. Комсомольска-на-Амуре, его художественной летописи, творениях своих учеников.
Г. А. Цивилев родился 28 декабря 1914 г. в г. Благовещенске Амурской области. Семья постоянно переезжала. С родителями жил в Ашхабаде, Иваново Вознесенске, Ярославле, подмосковных Бобриках. В 1931 г. в Ленинграде одновременно окончил среднюю школу и художественный техникум.
Восемнадцатилетним юношей в 1932 г. с первыми строителями прибыл в Комсомольск. Вместе с ними корчевал тайгу и прокладывал узкоколейку, работал токарем на заводе, в слесарной мастерской, художником в «Постройкоме», клубе «Ударник». Пытливо вглядываясь в парней и девчат, работавших рядом, накапливал он материал для своих будущих произведений. Искал в их лицах выражение душевной силы, цельности, простоты, готовности к подвигу. В его зарисовках, сделанных для себя, есть верность не только внешнему облику первостроителей, типичность рабочего жеста, приметы быта того времени, но и правда духовной жизни. Как художник Г. А. Цивилев выполнял разную работу — писал лозунги, плакаты, оформлял стенгазеты и праздники. В 1937 г. создал серию портретов артистов нанайского национального театра «Найхин» («Играющий на скрипке», «Нанайский охотник», «Пермяки» и др.). Работы Цивилёва 1930-х гг., в основном акварели и зарисовки, а живописные произведения имеют этюдный характер. В 1937 г. художник впервые участвовал в выставке, посвященной 5-летию Комсомольска-на-Амуре, а также в 5-й краевой выставке профессиональных и самодеятельных художников.
В 1938 г., приняв эстафету у профессионалов, объединившихся в студию военных художников, Цивилёв начал работать художником в самодеятельной театральной студии города, затем в городском драматическом театре. В годы Великой Отечественной войны, состоя в штате оборонного завода №199 (ныне ОАО «Амурский судостроительный завод») на должности начальника отделочного цеха, он одновременно возглавлял группу художников-комсомольчан, выпускавших окна сатиры «Удар по врагу». Георгий Александрович был одним из организаторов Хабаровского отделения Союза художников, членом Оргкомитета, созданного в ноябре 1939 г., участником Первой краевой конференции хабаровских художников, состоявшейся в июле 1944 г. «Живописец, штатный художник оборонного завода» — так значился он в списках членов Союза советских художников Хабаровского края (1944). В организации он не был пассивен, являлся членом художественного совета по контролю за выпуском произведений изобразительного искусства. Ведя большую общественную деятельность, несмотря на долгую тяжёлую болезнь (туберкулёз легких), он много занимался творчеством, работал в разных жанрах, участвовал во всесоюзных, республиканских, зональных, краевых, городских выставках. Выступал как живописец, график, театральный художник, иллюстратор книг.
В 1944 г. по заказу Дальгиза Г. А. Цивилев выполнил иллюстрации к книге Н. П. Задорнова «Амур-батюшка». Дружба с писателем позволила художнику создать иллюстрации, соответствующие замыслу произведения. В них оно получило вторую, видимую жизнь. Жизненность иллюстраций, их динамичность, яркая характеристика образов, конечно, обусловлены тем, что художник великолепно знает материал. Иллюстрации понравились автору романа и, после его издания, Г. А. Цивилёв повторяет их в большем формате и посылает на первую послевоенную Всесоюзную выставку в Москву (1945) «Посмотрев иллюстрации, захотелось прочитать роман», — пишет профессор Образцов в критической статье о выставке.
С группой художников и скульпторов, откомандированных из Ленинграда, Г. А. Цивилёв оформляет новый Дворец культуры судостроителей, вместе с ленинградской художницей С. Л. Закликовской расписывает потолок зрительного зала, балконы и фойе второго этажа, готовит декоративный занавес для театральной сцены. В 1946 г. дворец распахнул свои двери для горожан. В нем у художника появляется мастерская, в которой он может создавать большие живописные полотна. В 1946–1951 гг. он работает художником драмтеатра. Им оформлены сорок театральных спектаклей в г. Благовещенске и г. Комсомольске-на-Амуре, среди них: «Дети Солнца», «Счастье», «Дядя Ваня», «Чужой ребенок», «Рожденные бурей», «Светит, да не греет», «Дамская война», «Мещанин во дворянстве» и др.
Г. А. Цивилёв стоял у истоков зарождения творческого объединения художников г. Комсомольска-на-Амуре. Инициировал создание в городе художественных мастерских и художественной студии при Дворце культуры судостроительного завода, объединившей талантливую, способную к рисованию молодёжь, в которой вел занятия в 1947–1954 гг., был педагогом-наставником для многих молодых самодеятельных живописцев, ставших впоследствии профессиональными художниками.
Школу Г. А. Цивилева прошли А. И. Абросимов и Н. Н. Муравлев, которым он дал рекомендации для поступления в Иркутское художественное училище; Н. В. Иванов и Е. В. Короленко и др. По его инициативе рассылались письма с приглашением на работу художникам из других городов. Откликнулись и приехали: Г. С. Ли Гирсу, В. Л. Шкраб, Н. Г. Заславский.
Художник много работал. В произведениях, созданных в послевоенный период, отражён образ нового города, разные этапы его строительства. Им созданы живописные полотна «Первые строители г. Комсомольска», «Раскорчёвка тайги». Все картины художника поражают обилием человеческих типажей. Автор переносит на холст пространство-время, момент всеобщего душевного подъема: «Первый митинг» (1953), «Спуск корабля» (1948). Картина «Первый митинг строителей» была завершена к 20-летию города. В 1953 г. она экспонировалась на республиканской выставке в Москве. Лирическое дарование художника, его душевная молодость, доброта раскрываются в рисунках, сделанных им в нанайских стойбищах, работах, посвященных детям. У Цивилёва много графических работ, оформлен целый ряд художественных книг местных авторов. Множество этюдов им было написано к большому монументальному полотну «Рождение города», оставшемуся незавершённым, к намеченной в эскизах работе «Прелюдия славы».
В 1954 г. в Комсомольске-на-Амуре проходит 2-я городская художественная выставка, Цивилёв выставляет этюды, выполненные в Амурских селах. По одному из них он пишет картину «Перед экзаменами». В 1956 г. разрабатывает эскиз к картине «Комсомол перед штурмом тайги», параллельно делает сценографию к спектаклю «Лирическая подмосковная». В эскизах дошли до нас замыслы картин «Прелюдия Славы», «Рождение города». Для «социалистического реализма» тех лет характерны живописные программные работы патетического склада, романтизирующие время нечеловеческих усилий, но нам особенно дорого живописное наследие Цивилёва камерного характера: «Перед экзаменом» (1954), «Подруги из Бельго» (1954), «Девушка с собакой» (1955), «Маринка» (1955), «На пляже» (1955) и др. В них мы видим художника, переполненного любовью к жизни, людям и городу, ставшему для него родным. 22 октября 1956 г. он скончался после продолжительной болезни. Жизнь художника оборвалась на полпути.
Умный, скромный, требовательный, Г. А. Цивилёв при жизни отказывался устраивать свои персональные выставки, считая, что сделанного им недостаточно. Посмертная выставка работ художника состоялась в 1956 г., мемориальные выставки прошли в 1984 и 2004 гг. Его творчество — первая страница в художественной летописи г. Комсомольска-на-Амуре. Художник награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Произведения Г. А. Цивилёва хранятся в Дальневосточном художественном музее (г. Хабаровск), Музее изобразительных искусств (г. Комсомольск-на-Амуре), Городском краеведческом музее (г. Комсомольск-на-Амуре).
Литература
Старикова, В. Художники Приамурья / В. Старикова. — Хабаровск, 1968. — С. 14–15.
Фефилов, П. Художественное творчество как вид духовного производства / П. Фефилов // Совет. Приамурье. — 1998. — 16 окт.
Быкова, Е. Личный летописец города юности / Е. Быкова // Дальневост. Комсомольск. — 2005. — 15 марта. — С. 7 : фот.
Мастера кисти и резца : сб. док. Гос. арх. Хабар. края об истории изобр. Искусства Хабар. края. — Хабаровск, 2007. — С. 81, 169 и др.
Художники Хабаровского края : альбом / М-во культуры Хабар. края, Хабар. краев.орг. ВТОО «Союз художников России», Комсом.-на-Амуре гор. отд-ние ВТОО «Союз художников России». — Хабаровск, 2011. — С. 358–359 : портр., ил.
Художники Комсомольска-на-Амуре 1932–2012 : 80-летию города посвящается /[авт.-сост. П. Л. Фефилов]. — Комсомольск-на-Амуре, 2012. — С. 8–10 : ил.
П. Л. Фефилов, Г. А. Бутрина