История строительства Комсомольска-на-Амуре

Численность населения - 235,488  тыс. человек (на 01.01.2024)
Занимаемая площадь - 325 кв.км.
Расстояние от Москвы по железной дороге - 8825 км.

Комсомольск-на-Амуре расположен на левом берегу крупнейшей дальневосточной реки, в 360 км северо-восточнее Хабаровска. Окруженный грядой высоких сопок город, словно замер среди застывших волн разбушевавшегося каменного океана. На западе видны вершины хребта Мяочан и Баджальского хребта. На востоке протянулись сопки - отроги Сихотэ-Алиня. Название этих гор произошло от нанайских слов «сихтэ, сиктэ» - хвоя, ель и «алин» - горный хребет.

Приток Амура - небольшая горная река Силинка делит город на две части - «Город» и Дзёмги (так называют обширную промышленную зону). Ныне это Центральный и Ленинский административные округа. Их соединяет самая длинная магистраль города, имеющая протяженность около 7 км, - Комсомольское шоссе. Построенная к пятилетию города, поначалу она была грунтовой дорогой с деревянным мостом через Силинку. Спустя 20 лет построили первый железобетонный мост. Ныне на магистральном шоссе самое интенсивное в городе дорожное движение.

Город протянулся вдоль Амура более чем на 30 км. Своим фасадом он обращен к реке, ширина русла которой в черте города достигает 2,5 км.

Город Комсомольск-на-Амуре образован в 1932 году из села Пермского (основанного в 1860 году) в соответствии с Постановлением Президиума ВЦИК от 10 декабря 1932 года «О преобразовании селения Пермского Нижнетамбовского района Дальневосточного края в город Комсомольск-на-Амуре». Днем города считается 12 июня.

Строительство города было обусловлено необходимостью возведения судостроительного и авиационного заводов – форпостов оборонной промышленности Дальнего Востока.


Село Пермское

Экспедиция исследователя Амурского края, ученого-мореплавателя, адмирала Г.И. Невельского на барке «Байкал» в 1849 году впервые документально доказала, что река Амур судоходна, имеет выход в Тихий океан и как стратегическая артерия имеет огромное значение для России. Г. И. Невельской первый высказал предложение о создании нескольких постов («станков») на Амуре. Наконец, в 1857 году была создана специальная комиссия, ей было поручено выработать план создания на Амуре русских сел. Возглавил кампанию топограф Будогосский. Комиссия изучила новейшие описания реки Амур и обратила внимание на записки замечательного русского ученого Н. Н. Максимовича, основоположника дальневосточной ботаники. В одной из записок Максимович высказал мысль, что в районе нанайского стойбища Мылки можно создать русское поселение.

Преимущество этого места Будогосский описал в плане так: «Здесь скаты нагорного берега пологи, грунт земли - чернозем, ближайшие места поросли дровяным лесом, более легким к вырубке; строевой лес хотя и в шести верстах, но зато на противоположном берегу реки, текущей своим руслом, множество строевого леса, берег здесь приглубый, суда могут к нему пришвартовываться».

План Будогосского одобрил Муравьев-Амурский.

Вот что писалось тогда по вопросу заселения русскими крестьянами Приамурья: «Сумму 100 тыс. рублей сер. комитет и министр финансов согласились отпускать из государственного казначейства ежегодно и при том исключительно на заселение Приамурского края. Отпуск этот решено начать с 1859 г.  ...Министерство госуд. имущ. предложило переселить на Амур в 1859 году: 300 семей из Вятской губернии; 200 из Пермской; 50 из Тамбовской и 50 из Воронежской, всего 600 семей. На водворение и путевое следование этих переселенцев Сибирский комитет назначил 100 тыс. рублей. Сверх того 200 семей из Пермской губернии и 200 из Вятской, предназначенные министерством к переселению в Енисейскую губернию, направлены по величайшему повелению от 25 декабря 1859 года в Амурский край».

Весной 1860 года первый военный губернатор Приамурья Павел Казакевич (друг и сподвижник Невельского) отправил группу своих солдат вверх по Амуру и приказал им рубить лес и ставить первые срубы для поселения русских крестьян в тех местах, где вбиты столбы. Так в июне-июле 1860 г. были подготовлены срубы и для будущего села Пермского-на-Амуре.

Только в самом начале августа крестьяне-переселенцы прибыли со своим скарбом, с лошадьми и коровами в Хабаровск; здесь они бросили жребий, где кому селиться. Группе переселенцев из Пермской губернии выпало селиться около нанайского селения Мылки и ручья Тогда.

Основанием села Пермского-на-Амуре принято считать август 1860 года. В дальнейшем сюда стали прибывать крестьяне и из других губерний. С 1859 по 1862 г. переселение крестьян осуществлялось за казенный счет. При этом в дальний путь отправлялись, как правило, крестьяне с достатком, более или менее самостоятельные и инициативные. В среднем на семью из шести человек правительство выдавало 60 рублей, хотя для обустройства требовалось в 5-6 раз больше. После отмены крепостного права на Амуре могли селиться все желающие.

В «Географическо-статическом словаре Амурской и Приморской области с включением некоторых пунктов сопредельных с ними стран», составленном преподавателем Благовещенской мужской гимназии А. Кирилловым и изданном в 1894 г. на стр. 316 о селе Пермском было сказано: «Пермское селение Приморской области, Софийского округа, на левом берегу Амура, в 352,5 верстах ниже Хабаровки и 266 выше Софийска, основано переселенцами Пермской губернии в 1860 году; в 1888 году в нем числилось: часовня во имя Святого пророка Ильи, дворов 26 и жителей 78 мужского и 82 женского пола. Занятия жителей: заготовка дров для пароходов, почтовая гоньба, рыбный промысел и в незначительных размерах земледелие, развитию которого препятствует недостаток для сельского хозяйства земель».

На отвоеванной у леса земле первые поселенцы пытались сеять хлеб, точно так же, как сеяли его на родине за Уральским хребтом. Однако от земледелия вскоре пришлось отказаться. Природные условия не позволяли получать хороший урожай, пришлось осваивать новое ремесло. Амур уже в то время был крупнейшей и единственной в тех местах транспортной артерией. Связи пo Амуру не прекращались и в зимнее время: ездили на санях по замерзшей реке. Амурские пермяки стали заготавливать дрова для пароходства. Дрова пилили зимой, летом грузили на баржи. Помимо заготовки дров жители занимались извозом. Возили письма, казенные бумаги, пассажиров, различные грузы. Бойко шла торговля, особенно с японцами. Купцы из Страны восходящего солнца привозили практически все: одежду, обувь, ткани, продукты... В амурском селе жили лучше, чем в губерниях Центральной России. В домах у крестьян был полный достаток: японская мебель, посуда в кухонном шкафу, у каждого члена семьи своя ложка и тарелка.

Первый и единственный план земельных угодий с. Пермского был выполнен окружным землемером Поротовым в 1897 г. Планировка села представляла собой цепочку одноэтажных деревянных жилых домов вдоль единственной дороги от Орлотовского (Большого Силинского) озера до озера Мылки. У самого берега находились ледники, за домами огороды, а дальше - тайга.

Улица села Пермского замыкалась с одной стороны сопкой с кладбищем (Аварийной горкой), с другой стороны - площадью перед деревянной церковью Святого пророка Ильи, построенной в 1909 году. Высокий и живописный объем церкви определял силуэт и панораму села, которая в основной своей массе состояла из одноэтажной однотипной усадебной деревянной застройки.

Уже по переписи 1915 года в Пермском проживал 291 человек, основными промыслами в селе были – рыбный, охотничий, лесной. До революции в Пермском находился самый богатый хлебозапасный магазин, наряду с этим магазином велась и частная торговля с китайскими и русскими купцами. По Амуру осуществлялась почтово-пассажирская связь, регулярно ходили пароходы Хабаровск-Николаевск-на-Амуре. В Пермском пароходы не останавливались, связь осуществлялась через более крупные села – Вознесеновку и Нижнюю Тамбовку. Ниже по течению Амура в селении Дземги располагалось небольшое нанайское стойбище.

Село Пермское постепенно развивалось и застраивалось по схеме линейного поселения и к 1932 году насчитывало 49 дворов, где проживало 360 жителей. Когда первостроители высадились здесь, они увидели добротные избы, крепкие надворные постройки, небольшие огороды. Здания, построенные до 1932 г. не сохранились.


Комсомольск-на-Амуре.  История строительства

В начале 1930-х годов особое внимание Правительства СССР было обращено на обороноспособность страны, в том числе Дальнего Востока. В 1930 году на XVI съезде ВКП(б) был объявлен курс на индустриализацию Дальневосточного края и 20 февраля 1930 года Всесоюзный Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров РСФСР принимают специальное постановление о хозяйственном и культурном строительстве Дальнего Востока. Первой целью стало сооружение судостроительного завода для укрепления базы Тихоокеанского флота. Первоначально, 31 августа 1931 г. Советом Труда и Обороны для судостроительной верфи было определено место при слиянии рек Амур и Уссури у села Нижне-Воронежского в 14 километрах от г. Хабаровска.

В ноябре 1931 года член Политбюро ЦК К.Е. Ворошилов обратился к главному инженеру Магнитостроя Иосифу Абрамовичу Каттелю с просьбой занять должность начальника строительства нового промышленного центра на Дальнем Востоке.   В январе 1932 г. Иосиф Абрамович основывает представительство Дальпромстроя в Москве и приступает к подбору людей в команду трудового десанта. В первых числах февраля от Ярославского вокзала отошел поезд с первой группой строителей. Это был, по сути, первый штаб предстоящей стройки. Совершенно неожиданно, под Читой, И.А. Каттель получил правительственную телеграмму, в которой предлагалось перенести стройку в сторону Николаевска-на-Амуре, не ближе четырехсот километров от Хабаровска. Телеграмма была подписана Сталиным.  Захват Японией Маньчжурии заставил подумать о переносе площадки строительства подальше от границы.

Самым главным вопросом, конечно, был вопрос выбора площадки для строительства. Конечно, ранее выбранная площадка в селе Воронежском, недалеко от большого города с развитой инфраструктурой, была предпочтительней, но она была совсем недалеко от границы, где учащались пограничные инциденты. После прибытия в Хабаровск сразу же состоялась встреча Каттеля с Я.Б. Гамарником, назначенным председателем комиссии по выбору новой площадки под строительство. В комиссию также вошли: секретарь Дальневосточного крайкома С. А. Бергавинов, специалист по кораблестроению Гойнкис, флагман Муклевич и И. Каттель.  

Определяющим фактором при изменении места строительства и назначения новой площадки именно в с. Пермском, явилось то, что, во-первых, село находилось на расстоянии 400 километров от границы с Китаем (максимально возможная дальность полета японских самолетов) и во-вторых, еще в 1910 г. инженером О.П. Вяземским был выполнен так называемый Николаевский проект, предусматривающий строительство стратегической железной дороги от станции Уруша до Императорской Гавани (г. Советская Гавань) через село Пермское-на-Амуре. Здесь предполагалось строительство артиллерийского и судостроительного заводов. Революция не позволила осуществить этот проект, и к нему вернулись уже в советское время.

В январе 1932 года Совет Труда и Обороны принимает решение о строительстве железнодорожной ветки от станции Уруша Забайкальской железной дороги до села Пермское, а 23 февраля правительственная комиссия во главе с Я.Б. Гамарником принимает решение строить оборонные заводы (судостроительный, а в апреле - авиастроительный) в районе села Пермского. По приказу Наркомата Тяжелой Промышленности от 05.03.1932 г. № 87 в село Пермское направляется экспедиционный отряд «Дальпромстроя» в количестве 30 человек с целью подготовки жилья для будущих строителей. Их силами было построено несколько бараков и пекарня.

Несмотря на то, что за плечами Каттеля был опыт больших строек, многое ему пришлось решать впервые. Прежде всего, нужен был новый генеральный план на новой площадке. Для решения этой задачи Каттель приглашает в Хабаровск одного из ведущих руководителей проектных институтов Ленинграда Владимира Полиектовича Костенко. Прибывшая группа специалистов сделала необходимые расчеты для строительства.

Центральный Комитет ВКП(б) и Центральный Комитет ВЛКСМ в марте 1932 г. объявляет мобилизацию для строительства будущего города. Поток молодых строителей, откликнувшихся на призыв ЦК ВЛКСМ, все возрастал. В Хабаровск прибывали целые эшелоны с людьми из Москвы, Нижнего Новгорода, Иванова, Краснодара, с Украины, Кавказа.

6 мая 1932 года из Хабаровска вниз по Амуру отошла небольшая флотилия: пароход «Коминтерн», на буксире у него баржа – бывший плавучий дом отдыха «Клара Цеткин», в кильватере шел пароход «Колумб».  На пятые сутки, 10 мая, сквозь туман показались темные избы Пермского.  10 мая 1932 года к селу Пермскому на пароходах «Колумб» и «Коминтерн» прибыло около 900 первых строителей. К месту будущего авиационного завода, к нанайскому стойбищу Дземги на пароходе «Капитан Карпенко» прибыло 147 человек.

Согласно решению ЦК ВЛКСМ на стройку должно быть мобилизовано шесть тысяч комсомольцев. К этому надо добавить вилы проведенного оргнабора.  Надо было где-то расселять людей. К приезду строителей жилье подготовлено не было. Начинать строительство пришлось с нуля, на голом месте. Имеющиеся в наличии 49 крестьянских домов села Пермского могли принять лишь незначительную часть приехавших людей, поэтому в первый же день началось сооружение временного жилья. Ими стали землянки, брезентовые палатки, плетенные из кустарника бараки, шалаши, и скоро появился целый «копай-город». Дорог не было, постройка шалашей производилась путем подноски всего материала с реки и из леса вручную. На 15 августа 1932 г. для строительства имелся лишь неутвержденный вариант генерального плана завода без размеров на чертеже и привязки к месту.

Многое пришлось пережить первым строителям города. Они жили в землянках, палатках и шалашах, продуваемых крепким амурским ветром, работали по колено в воде, получали продукты по скудному пайку, переносили цингу. Но были в них тот героический склад характера, готовность к труду и лишениям, с которыми издавна обживался Дальний Восток, были мечты о прекрасном городе, романтика юности, вера в себя. 

В те славные годы незабываемые годы все было впервые. Первая просека, ставшая первой улицей, первый кинотеатр и первый заводской гудок. Уже в ноябре 1932 года газета «Амурский ударник» сообщала: «На берегу Амура выстроили рабочий поселок в 69 бараков, обеспечив жильем 6 тыс. человек. Работают лесозавод, механический комбинат, построены склады. В подарок Октябрю ударной работой даем кинотеатр, электростанцию, радиотелефон, больницу, поликлинику, хлебопекарню, баню».

10 декабря 1932 г. постановлением ЦИК РСФСР село Пермское было переименовано в Комсомольск-на-Амуре и ему был присвоен статус города.

Строительство города начиналось с возведения двух заводов, которые носили в разное время разные названия. Судостроительный завод в начале назывался «Дальпромстрой», позже – стройка № 199, затем как судостроительный завод имени Ленинского Комсомола (ныне Амурский судостроительный завод.). Авиационный завод в начале имел название машиностроительный, потом – стройка № 126, затем – авиастроительный завод имени Ю. А. Гагарина (ныне официальное название предприятия - филиал ПАО «Компания «Сухой» «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина», заложен 18.06.1934 г.). Строились заводы одновременно в двух разных местах: судостроительный в районе села Пермского (Правосилинский район), авиастроительный на месте нанайского стойбища Дземги (Левосилинский район).

 По договору все проектные работы должны были закончиться к марту 1933 г. Первым разработчиком проекта поселка Амурской судостроительной верфи был архитектор Н. М. Протопопов - Быльев. Это был первый архитектор, проектировавший Комсомольск-на-Амуре с 1932 по 1937 г.г.

Первоначально площадка под строительство авиастроительного завода готовилась на берегу Амура, но она была затоплена. Строительную площадку перенесли вглубь тайги, куда была проложена грунтовая дорога от Амура до нынешней ул. Уральской. Заводская строительная площадка стала называться «Дземги». Площадки разделяла река Силинка, впадающая в Амур. Расстояние между ними было примерно 12 километров.

Остро встал вопрос о закреплении кадров на стройке. Не все выдерживали жесткие условия труда и быта, и молодежь, к сожалению, стала покидать стройку. Меры административного воздействия были бессильны. Нужно было искать новые пути, способствующие закреплению кадров. Газета «Амурский ударник» 28 июля 1932 г. публикует обращения бригад Бочкарева и Игрецова о самозакреплении за стройкой до пуска судостроительного завода. Партком и комитет комсомола Дальпромстроя одобрили этот почин. С 26 сентября 1932 г. на страницах этой же газеты был учрежден «красный список», в который заносились те рабочие и специалисты, которые решили не покидать свой трудовой пост до окончания строительства завода. Движение по закреплению кадров, начатое по инициативе рабочих-комсомольцев, превратилось в общерабочее движение. На 10 ноября 1932 г. закрепилось до пуска завода 2390 рабочих и 114 инженерно-технических работников. Массовый уход рабочих со стройки заметно сократился. Спустя пять лет после пуска судостроительного завода было отмечено, что из числа первостроителей здесь трудится свыше четырех тысяч человек, они полюбили свой город и стали его постоянными жителями.

1 июля 1933 г. бюро Дальневосточного краевого комитета ВКП(б) заслушало отчет начальника строительства судостроительного завода И.А. Каттеля о готовности к началу промышленного строительства. К этому времени были построены и действовали лесопильный завод, механические мастерские, известковый завод. На строительстве было занято свыше 6 тыс. рабочих. 

12 июня 1933 г. в торжественной обстановке был заложен первый камень судостроительного завода. В торжестве участвовали секретарь Дальневосточного крайкома ВКП(б) П.М. Таныгин, командующий Особой Краснознаменной Дальневосточной армией  В. К. Блюхер и с ними тысяча краснофлотцев. Именно в этот день, 12 июня, стали отмечать день города.

К концу 1933 года было раскорчевано 255 гектаров тайги и проложено 20 километров дорог. Комсомольск-на-Амуре представлял собой отдельные поселки, островки из саманных бараков, шалашей, разбросанных в сильно поредевшей заболоченной тайге. Поселки соединялись пешеходными тропками и грунтовыми дорогами. Людская молва дала им характерное название «Каттельград» (или «Шалаши Ильича») по имени первого директора «Дальпромстроя» Иосифа Каттеля, инициирующего возведение «времянок». Но даже такого жилья катастрофически не хватало, его некому было строить, все силы были брошены на возведение заводов. Новых строителей пригласить было нельзя, потому что их некуда было селить. Расчет на быструю реализацию промышленной программы не оправдался, и интерес к строительству в правительстве временно снизился.

Несколько позже, 18 июля 1934 г. состоялась закладка еще одного индустриального гиганта - авиационного завода. Первый самолет выкатили из цехов этого завода уже в 1936 г. Это был самолет-разведчик «Р-6» конструктора Андрея Туполева. Другую моделью, которую начали осваивать на заводе, стал дальний бомбардировщик «ДБ-3» конструкторского бюро Илюшина. Для своего времени это была скоростная и современная машина. Уже в годы Второй мировой войны бомбардировщик и его модификация «ИЛ-4» стали легендами. В первом полугодии 1941 г. завод выпустил 82 самолета, а во втором полугодии – 303.

Завершался 1933 год - второй год строительства Комсомольска-на-Амуре. Но итоги его не удовлетворяли правительство. Тогда было принято решение правительства о создании осенью 1933 года Особого военно-строительного корпуса, перед которым стояли две задачи: строить промышленные предприятия на Дальнем Востоке и совершенствовать боевую выучку, чтобы быть готовым к любым неожиданностям. Семь недель первая бригада из 6 тысяч военных строителей добиралась из Хабаровска в Комсомольск-на-Амуре. В невероятно тяжелых условиях они прошли 400 километров на лыжах по ледяным торосам. Ежедневно солдаты проходили  25-30 км. Люди очень уставали, но ничего не могло остановить их – ни сорокоградусные морозы, ни снежные бури, они упорно продвигались к своей цели. Красноармейцы внесли большой вклад в строительство города: они возводили и судостроительный, и авиационный, и металлургический заводы, и кварталы жилых домов, построили электростанцию, хлебозавод.  Здания, построенные ими, до сих пор продолжают служить людям и своей архитектурой украшают центральные улицы города. Назовем некоторые из них: первое трехэтажное каменное здание школы №1 (ныне педуниверситет), прекрасное здание городской  бани на улице Кирова,  построенное всего за 3, 5 месяца и многие другие. Ледовый переход Особого корпуса остался в истории Комсомольска как яркое проявление мужества бойцов и командиров Красной Армии и получил историческое название «ледовый переход».

В 1934 году возле строящихся доков судостроительного завода на берегу реки Амур возник поселок «Аварийный», состоящий из трех десятков каменных и деревянных коттеджей и деревянных 12-ти квартирных домов. В том же году был закончен барачный поселок «Комсомольский», рядом с ним был построен поселок «Пожарный». К 1935г. стали возникать на берегу Амура и в других местах новые поселки - «ИТРовский», «Коттеджный», «Коммунстрой», «Барачный», «Копай-город», отдельные постройки частного сектора. Введены в строй клуб «Ударник», баня, больница. Первая жилая застройка, которая осуществлялась по специально разработанным проектам, в капитальных конструкциях появилась в Левосилинском районе на «Дземгах».

В начале 1934 г. по генеральному плану «Промстройпроекта» развернулось комплексное строительство первого в городе жилого квартала. Все дома сооружались из бруса, поэтому поселок назвали «Брусчаткой». В комплекс входили столовая, магазин, детский сад, клуб и котельная, обеспечившая первое центральное отопление. Впервые в городе в поселке «Брусчатка» было проведено комплексное благоустройство; сооружены деревянные тротуары.

Жилищная проблема города во многом была разрешена за счет индивидуального строительства. Архитекторами «Дальпромстроя» Кривицким, Молотшевым и Бердиным был проведен конкурс на лучший проект индивидуального дома. С 1937 г. по 1941 г. возникли такие крупные районы усадебной застройки, как поселки Мылки, 4-й Силинский, Амурсталевский и Майский. Недалеко от авиастроительного завода вырос поселок промпереселенцев, который сейчас носит название Победа.

Город постепенно рос, покрывался сетью дорог как грунтовых, так и узкоколейных железнодорожных, отводились новые площадки для крупных промышленных предприятий. Силами заключенных ГУЛАГа началось строительство железной дороги на г. Хабаровск.

В 1936 году в Комсомольск прибыла остальная часть военно-строительного корпуса под командованием Руднева Б. Н. Дальпромстрой, который вел строительство города до 1936 года, ликвидировали и строительство возложили на военно-строительный корпус на подрядных началах.

Позже на базе военно-строительного корпуса был организован строительный трест № 6. К корпусу перешли строительные участки и подсобные предприятия, укомплектованные вольнонаемными ра6очими и служащими, а также часть инженерно-технического состава управления Дальпромстрой. Таким образом, была создана мощная строительная организация, способная выполнять более широкие задачи. Так начался новый период в строительстве города Комсомольска-на-Амуре.

Население города росло с каждым годом. В 1932 г. оно насчитывало 6 тыс. чел., а в 1937 - более 60 тысяч. Основными категориями строителей были комсомольцы первого (1932 г.) и второго (1934 г.) призывов, вербованные, промпереселенцы, девушки - «хетагуровки», солдаты Особого Строительного Корпуса и заключенные.

Предвоенное четырехлетие можно назвать, пожалуй, самым бурным в строительстве Комсомольска. И решающую роль в этом сыграли воины-строители корпуса.

Весной 1937 г. Комсомольск представлял собой огромную строительную площадку. Лишь кое-где высились трехэтажные кирпичные дома, в основном это был город еще деревянный. В 1937 году широким фронтом развернулось строительство жилых домов и культурно-бытовых зданий. За четыре предвоенных года в Комсомольске было построено несколько школ. Появилось в городе прекрасное здание бани, а с постройкой хлебозавода мощностью в 66 тонн хлеба в сутки решилась проблема снабжения населения хлебом.

Первая улица города, названная в честь С.М. Кирова, проходила через первую площадь города, названную Круглой. В 1948 г., когда на ней установили скульптуру С.М. Кирова, площадь, как и улица, стала носить его имя. Аллея Труда, пересекающая площадь им. Кирова, до войны обрывалась у Политехнического техникума. Дальше, до самого поселка Мылки, была непроходимая тайга. В городе пока не было единого архитектурного ансамбля, не было четко выраженного центра. В поселке «Дземги» застройка велась более упорядочено и большей частью кирпичными домами. Был построен комплекс административных зданий авиационного завода, застраивался Центральный проспект, улица Советская, построен самый большой стадион в городе и парк авиастроителей. Активно застраивался индивидуальными домами поселок «Победа».

Основу архитектурной композиции поселка Дземги составила ул. Первомайская (ул. Калинина), примыкающая по меридиану на север к Комсомольскому шоссе, и перпендикулярные ей ул. Советская и Центральный проспект. Улица Авиационная (ул. Уральская) замкнула все эти магистрали в огромный треугольник, примыкающий к территории авиационного завода. В течение пяти лет связь между Дземгами и селом Пермским осуществлялась по двум тропкам вдоль берега Амура и тропой через реку Силинку. В 1937 году была построена самая длинная улица города – Комсомольское шоссе, соединившая две строительные площадки, которые назывались «Город» и «Дземги», а сейчас Центральный и Ленинский округа.

Великая Отечественная война приостановила темпы жилищного и культурно-бытового строительства. Все силы строительных организаций были брошены на завершение строительства промышленных предприятий: завода «Амурсталь», аккумуляторного завода и нефтезавода. После войны было закончено строительство Дома Советов на Аллее Труда, кинотеатра «Комсомолец», Дворца культуры судостроительного завода, строились жилые дома, школа и гостиница на проспекте Мира, Дом Красной Армии.

Вступив в войну совсем юным, город быстро мужал. Еще в 1936 г. на окраине Комсомольска-на-Амуре началось сооружение металлургического завода. Сталь нужно было дать не позднее весны 1942 г. Комсомольчане справились с заданием: уже 15 февраля завод «Амурсталь» дал стране первый металл, так необходимый оборонным предприятиям. В том же 1942 г. в строй вошли еще несколько заводов. 8 августа начал работу ремонтно-механический завод (будущий «Амурлитмаш»). Его продукция – минометы, мины, винтовки, ракетницы – предназначалась для нужд фронта.

Одна из самых героических страниц в истории летописи города – сооружение нефтепровода Оха-Комсомольск и Комсомольского нефтеперерабатывающего завода. В ноябре 1942 г. сахалинская нефть пришла на материк и уже в декабре на фронт были отправлены первые эшелоны жидкого топлива.

12 апреля 1942 г. дал первую продукцию аккумуляторный завод № 364. За годы войны заводом было выпущено более 237 тыс. аккумуляторов, в том числе для подводных лодок, и более 15 тыс. танковых аккумуляторов. В 1943 г. промышленное производство в городе по сравнению с 1940 г. возросло в 3, 4 раза. Особую роль в этом сыграли два его оборонных завода.

В годы войны авиационный завод № 126 дал фронту 2575 боевых самолетов ДБ-3Ф (Ил-4), которые действовали на всех фронтах в качестве бомбардировщиков и торпедоносцев. С первых дней войны производство судостроительного завода № 199 было перестроено под фронтовые заказы. Со стапелей завода сошли девять боевых кораблей. Кроме того, здесь ремонтировали лодки для  Тихоокеанского военно-морского флота. В 1944 г. завод получил сложнейшее задание – за год построить два железнодорожных парома для переправы через Амур. Задание было выполнено точно в срок. Благодаря этим уникальным паромам и только что построенной линии Комсомольск-Советская гавань летом 1946 года советские войска и техника были переброшены к Сахалину и Курилам и приняли участие в разгроме милитаристской Японии.

Свыше 40 тыс. комсомольчан сражались на фронте. Многие из них были военными строителями, которые работали в Комсомольске с 1934 года в составе особого военно-строительного корпуса. Тысячи комсомольчан были награждены орденами и медалями, 18 человек получили звание Героя Советского Союза. Мемориальный комплекс землякам-комсомольчанам, погибшим в Великой Отечественной войне, сооружен в память тех пяти тысяч жителей города, что не вернулись с полей сражений.   

Всего в Комсомольске-на-Амуре в 1948 г. было уже 75 улиц, 36 школ, 3 техникума, педагогическое училище, 7 ремесленных училищ и школ ФЗО. Население насчитывало 130 тыс. жителей. Центр города переместился от бараков «Комсомольского» поселка и «Брусчатки» к благоустроенным улицам Пионерской и Аллеи Труда.

Разработкой плана застройки территории города занималось Ленинградское отделение Горстройпроекта. До конца осуществить задуманный проект помешала начавшаяся война. Вплоть до середины 60-х годов архитектурный облик города определялся вкусами различных ведомств и организаций. Однако многое, в том числе улицы, дома, памятники, было построено по проектам ленинградских и московских архитекторов. Этим чрезвычайно гордятся многие горожане, называя Комсомольск «кусочком Ленинграда».

На набережной, там, где высадились первые строители Комсомольска, установлен известный многим памятный камень - 21-тонная глыба кварцевого диорита с надписью: «Здесь 10 мая 1932 года высадились первые комсомольцы - строители города».

Главная улица города - проспект Первостроителей (называвшийся прежде Красным и Амурским). Это наиболее широкая улица Комсомольска (100 м) протянулась на 3,5 км. Здесь есть свои достопримечательности - самый большой в городе  714-квартирный дом. В старой, центральной части города преобладают пятиэтажные, так называемые «сталинские» дома. Для большинства из них характерен единый стиль послевоенной советской архитектуры с присущим ему богатым декоративным убранством зданий: лепными украшениями и другими архитектурными изысками. Новые кварталы застраиваются 9-14-этажными зданиями.

Ленинский округ, чаще называемый горожанами Дзёмги, - фактически целый город, где проживает треть населения Комсомольска, с комплексом различных организаций и учреждений. Эта часть города застроена менее компактно. Наряду с новостройками там сохранились деревянные дома частного сектора. Неоспоримое преимущество Дзёмог - озелененность. Там находится лучший парк города. Кроме того, на левом берегу Силинки строителями оставлен огромный массив почти нетронутой тайги площадью более 500 га.

По численности населения Комсомольск на Дальнем Востоке уступает лишь Хабаровску и Владивостоку - старым городам с богатыми традициями. На его долю приходится пятая часть населения Хабаровского края, в том числе треть горожан.

Сегодня Комсомольск-на-Амуре - крупный промышленный, научный и культурный центр Дальнего Востока, третий по величине город в Дальневосточном Федеральном округе, центр промышленной агломерации, включающей еще город-спутник Амурск, а также более десяти населенных пунктов городского и сельского типов.

В середине 90-х годов Комсомольской агломерации присвоен статус свободной экономической зоны производственного типа. Современная зона Комсомольск-Амурск-Солнечный включает территории трех административных районов Хабаровского края: Комсомольского, Амурского, Солнечного, а также территорию самого Комсомольска.





Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?


Напишите — решим!

class='pos-banner-btn_2'
type='button'
>Написать